?

Log in

No account? Create an account
 

О глупости и политике. - Женька) — ЖЖ

About О глупости и политике.

Previous Entry О глупости и политике. 12 ноя, 2007 @ 16:25 Next Entry
"Глупость - еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят - в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно.


Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и тем не менее глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами. С удивлением мы делаем это открытие в определенных ситуациях. При этом не только создается впечатление, что глупость - прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных ситуациях люди оглупляются или дают себя оглуплять. Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. Она не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определенной системе внешних отношений. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплен, он поруган и осквернен в своей собственной сущности. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его.

Но именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения. При этом однако, следует признать, что подлинное внутреннее освобождение в подавляющем большинстве случаев становится возможным только тогда, когда этому предшествует освобождение внешнее; пока этого не произошло, мы должны оставить все попытки воздействовать на глупца убеждением. В этой ситуации вполне очевидна тщетность всех наших усилий постичь, о чем же думает "народ" и почему этот вопрос совершенно излишен по отношению к людям, мыслящим и действующим в сознании собственной ответственности. "Начало мудрости - страх Господень" (Пс 110, 10). Писание говорит о том, что внутреннее освобождение человека для ответственной жизни пред Богом и есть единственно реальное преодоление глупости.

Кстати, в этих мыслях о глупости все-таки содержится некоторое утешение: они совершенно не позволяют считать большинство людей глупцами при любых обстоятельствах. В действительности все зависит от того, на что делают ставку правители - на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей."


© Дитрих Бонхеффер "Сопротивление и покорность"


* Via black_skif
Местонахождение: 55.661623, 37.560947 @55.661623, 37.560947
Настроение: creativecreative
Музыка: День Выборов - Стоматологи - Песня из сериала "Стоматологи"
Подарить воздушный шарик
[User Picture Icon]
From:stmd
Date:Ноябрь, 12, 2007 19:13 (UTC)
(Link)
Выношу сюда свои рассуждения из одного из тредов моего френда. Начал писать ответ и понял, что получается целый пост.
Вот:

- Я ж тебе говорила как-то, что меня бесит человеческая тупость. Ну вот некоторых кривые ноги бесят, или ярко накрашенные морды. А меня вот тупость.

- Сразу предложу, что если этот разговор не нравится, давай закончим. Если нет - продолжим.
Итак. Позволь я немножко потуплю :-)
Написано красиво, уважаю это твое хобби, но я удивляюсь, как тебя может бесить вся человеческая тупость. Ее же очень много, и она разная, и соприкасаешься ты с маленькой ее частью. Возможно ты пишешь про тех тупых людей, с которыми ты соприкасаешься. Но то, что они тупые, ты узнаешь вероятно из их поведения или из их речи.
По поведению узнать просто - его действия, направленные на достижение определенной цели, во-первых ей неадекватны, во-вторых повторяются и почти не корректируются. Т.е. человек либо негибок в методах, либо не пользуется обратной связью. Это кстати более-менее универсальный критерий тупости.
Как же узнать, что человек тупой из речи. О, это очень интересно! Такого красивого примера, как с поведением я сейчас с ходу изобрести не могу. Частный случай - человек, классифицирующий своего собеседника тупым, на основании того, что тот говорит о других ценностях, которые первый не разделяет, сам является тупым. Т.е. демонстрирует свою неадекватность и нежелание замечать обратную связь. Ну что-то типа человека, который говорит что его собеседник тупой на основании фразы - "Я в Прагу ездил, чтобы пива попить правильного". Воткактотак.
Идем далее - отчего же эта тупость может бесить? Природа этого чувства такова, что оно возникает в случае, когда человеку хочется достичь своей цели, но ему мешают другие люди. Договориться с этими людьми не выходит, они не видят предлагаемую им выгоду и действуют в силу собственных, малоценных со стороны привычек. Управлять (манипулировать) ими тоже как-то не получается. Хочу подчеркнуть, что вбешенность возникает чаще с людьми. Глупо беситься на камень, лежащий у тебя на дороге. Его можно отшвырнуть (управление) либо обойти (использовать собственную гибкость). Но вот если его игнорировать, то можно запнуться, навернуться, рассадить коленку и взбеситься. На себя тупого. :-)

Продолжение - http://stmd.livejournal.com/58142.html
(Подарить воздушный шарик)
Top of Page Разработано LiveJournal.com