?

Log in

No account? Create an account
 

О врожденной грамотности - Женька) — ЖЖ

About О врожденной грамотности

Previous Entry О врожденной грамотности 15 дек, 2013 @ 16:54 Next Entry
Оригинал взят у wolf_theodor в О врожденной грамотности
Когда письмо было достоянием немногих, то оно мало влияло на язык, потому что те немногие люди, которые умели писать, не могли распространить свои языковые привычки на всех говорящих. Но теперь, когда грамотность становится всеобщей, когда буквы окружают нас с самого раннего детства, теперь в качестве «самого дела», того, которое «в глубине души», начинает фигурировать орфографический облик слова.

И поэтому очень плохо сказывается на грамотности, когда детей заставляют писать фонетическую транскрипцию. Нынешние дети – они ведь привыкли к буквам, буквы окружают их повсюду: книжки с буквами, вывески на улицах с буквами, коробка с игрушками – так и на ней буквы написаны. Если на коробке написано КУБИКИ, то невозможно написать «кубеки». И так действительно никто не пишет. В каком-нибудь другом слове, которое нигде не видели, могут написать неверную букву, но «кубеки» не напишут никогда, потому что «кубики» все видели на коробке с игрушками.

И когда вдруг после этого, после всех этих слов, визуально запомненных, вдруг начинают людям говорить, мол, вы послушайте, что вы произносите! Вы слышите совсем не то, что вы видите! А давайте мы теперь напишем, что вы слышите, а не то, что вы видите! А теперь давайте, вот от того, что мы записали, что вы слышите (а не то, что вы видите), перейдём к тому, что вы должны записать так, как вы должны это видеть. На этом месте у людей случается когнитивный диссонанс, и грамотность падает.

Если такого не делать (или если человек успевает начитать достаточно к школе, чтобы на него уже эта фонетическая транскрипция не действовала), то тогда получается то, что в обиходе называется «врождённая грамотность». Человек может не уметь писать эту фонетическую транскрипцию, не знать, где там звук звонкий, а где глухой, но он помнит, как слово выглядит, картиночку такую помнит – и пишет.

Более того, знаете, как «врождённо грамотные» люди проверяют, как слово пишется, если вдруг они помнят неточно? Они пишут оба варианта, и один из вариантов немедленно вызывает у них омерзение. Они его замазывают густо-густо – не так, как в школе просят, чёрточкой аккуратненько зачеркнуть, – а именно густо-густо, до исчезновения образа, для того, чтобы разрушить этот зрительный образ, который вызывает столь сильное отвращение. Как вы понимаете, тем, у кого неправильное написание вызывает отвращение, гораздо проще писать грамотно. Только для этого надо не писать фонетическую транскрипцию, потому что иначе какое-нибудь слово шить мы будем в транскрипции писать через ы, а в орфографии через и, – а потом долго думать, какая же из картинок (в равной степени привычных!) правильная.

Светлана Бурлак


Подарить воздушный шарик
[User Picture Icon]
From:inkittenus
Date:Декабрь, 15, 2013 13:19 (UTC)
(Link)
Вот, я как человек без "зрительной памяти", а как следствие "врожденной грамотности", тоже выскажусь: НАФИГ.
Таким как я как раз от "фонетического написания" ни тепло, ни холодно. Лишняя пятерка у доски, чтобы исправить двойку за диктант. Ну так, у нас у доски и за что другое пятерка будет.
Я лучше многих понимаю, что это такое "отсутствие связи между зрительным образом слова и его смыслом". Это очень хреново. Это чтение в 2 раза медленней. Потому что чтобы понять, надо проговорить.
Это алгоритмы, мысленно выполняемые в голове, чтобы перейти через фонетическое звучания, с которым связан смысл, к написанию. КАЖДЫЙ раз. Для КАЖДОГО слова. Если эти алгоритмы записать, то получится учебник. А еще к нему в придачу морфологический словарь Кузнецовой. Вы этот талмуд помните? А вот я его читала. С упоением. Там столько замечательных откровений! Это так упрощает жизнь!
Нет, для каждого конкретное слово, глубина алгоритма будет 6-10. Но и это же уже не мало! А ведь еще надо когда-то думать и о смысле написанного... Они что сдурели?
Они хотят, чтобы все, как и я, вместо того, чтобы читать интересные книжки, читали словари и грамматики? И учли их наизусть?
[User Picture Icon]
From:anasazy
Date:Декабрь, 15, 2013 15:08 (UTC)
(Link)
Меня от этой фонетической методы прям трясет. У меня как мелкий в школу пошел, как посмотрела я на это, так и сказала: "Прощайте, грамотные люди". Старший, кажется, еще по нормальной программе учился. Но мы-то все "врожденные", ладно, а все остальные? Р-р-р.
[User Picture Icon]
From:kamdiver
Date:Декабрь, 15, 2013 20:18 (UTC)
(Link)
Черт, а ведь так и есть :) Всегда, если сомневаюсь, пишу два варианта :) И заштриховываю потом :)
[User Picture Icon]
From:avilov
Date:Декабрь, 16, 2013 06:45 (UTC)
(Link)
Я лично знаю человека, который не читал, не читает и не будет читать ни чего кроме того, что надо по работе. Но он патологически грамотно пишет. Я много читал и до сих пор читаю, у меня великолепная зрительная память. Я отлично всегда запоминал чертежи, карты, графики и схемы... и что? Я смотрю на написанное слово, понимаю, что в нём ошибка, но не вижу её. Я прекрасно вижу логические ошибки, "не соблюдение падежов" и всё такое, чем тешут нас законотворцы, но не грамматические. Я полюбил белорусски язык, даже не зная его, только за то, что он "БЕЛАРУСКИЙ" и на нём пишется "МАЛАКО".
[User Picture Icon]
From:kspshnik
Date:Декабрь, 16, 2013 08:52 (UTC)
(Link)
Дим, так это в детстве закладывается. До семи лет, так сказать :) Чувство языка формируется только практикой. И какова первая, ранняя, практика - таково и чувство языка.
[User Picture Icon]
From:avilov
Date:Декабрь, 16, 2013 09:43 (UTC)
(Link)
Но в Белоруссии то я впервые побывал уже взрослым. Откуда же такое чувство языка? :)

Edited at 2013-12-16 10:49 (UTC)
[User Picture Icon]
From:kspshnik
Date:Декабрь, 16, 2013 10:57 (UTC)
(Link)
А кто тебя знает :)

"Как причудливо тасуется колода. Кровь" ©
;-)
[User Picture Icon]
From:irina_al
Date:Декабрь, 16, 2013 10:35 (UTC)
(Link)
Согласнас автором поста на все 100
(Подарить воздушный шарик)
Top of Page Разработано LiveJournal.com